РА3 «Орлан»

РА3 «Орлан»

РА3 Орлан в серо-белой окраске

РА3 «Орлан» (рельсовый автобус тип 3) — дизель-поезд разработанный ООО «ТМХ Инжиниринг» и выпускавшийся на заводе АО «Метровагонмаш» с 2019 по 2022 год. Заводское обозначение серии — модель 753. Поставлялся в трёхвагонной или двухвагонной версии. Эксплуатируется на сети ОАО «РЖД» и Крымской железной дороге. РА3 предназначен для пригородных пассажирских перевозок (до 200 км) на неэлектрифицированных участках железных дорог.

Максимальная скорость
0 км/ч

История

РА3 стал преемником дизель-поезда серии РА2, выпуск которого был прекращён в 2015 году из-за изменившихся требований по безопасности и удобству. Новые поезда должны были оснащаться защитными крэш-элементами, современными микроклиматическими системами, быть доступными для людей с ограниченными возможностями. Помимо этого, выпуск РА3 должен был сократить обозначившийся дефицит дизель-поездов на железных дорогах России.

Разработка РА3 началась в конце 2017 года. Главным конструктором был назначен Евгений Бандурин (ООО «ТМХ Инжиниринг»). За основу были взяты конструкции дизель-поездов РА2 и ДП-С. В ходе работ была разработана лобовая маска головных вагонов, обеспечивающая улучшенный обзор, произведена адаптация для установки крэш-элементов, изменена геометрия кузова, доработан пассажирский салон, установлена микропроцессорная система и новый пульт управления в кабине машиниста.

Благодаря изменению передаточного числа редуктора, удалось повысить конструкционную скорость поезда до 120 км/ч. Для экономии топлива была создана новая система управления торможением. Для повышения эксплуатационной надёжности был разработан целый ряд элементов, благодаря чему срок службы РА3 был увеличен с 25 до 40 лет.

Первый РА3 был построен и представлен в начале 2019 года в московском депо Лихоборы. Через несколько месяцев были построены второй и третий составы. Изначально первые два Орлана получили серо-белую окраску, используемую на электропоездах ЭД4М и ЭП2Д, но позднее были перекрашены в оранжево-чёрно-голубые цвета для использования на линиях Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК).

В 2020 году были получены все необходимые сертификаты для серийного выпуска поездов. Всего был построен 91 состав.

Поезда выпускались в различной окраске: красно-серой (ОАО «РЖД»), голубой (ЮППК), оранжево-чёрно-голубой (ЦППК).

В 2024 году российские разработчики, совместно с компанией Alstom, планировали создать поезд с водородными топливными элементами на базе РА3 «Орлан».

Технические характеристики

Род службы: пассажирский (пригородный).
Типы вагонов:
Мг / Пп.
Число вагонов в составе:
2, 3 (4—6).
Осевая формула вагона Мг / Пп:
20-2 / 2-2.
Вместимость:
177-244 человека.
Длина 2-вагонного состава: 47560 мм.
Д/Ш/В вагона Мг: 23780/3140/4690 мм.
Полная колёсная база вагона Мг: 17150 мм.
Колёсная база тележек: 2150 мм.
Диаметр колёс: 860—810 мм.
Ширина колеи: 1520 мм.
Порожняя масса вагона Мг/Пп: 51/39 т.
Нагрузка от оси на рельсы: не более 16 тс.
Материал вагона: нержавеющая сталь.
Тип двигателя: дизельный, MTU 6H 1800 R83.
Количество двигателей: 2.
Мощность двигателя: 360 кВт (≈490 л.с.).
Тип передачи: гидравлическая Voith T211 re.4.
Конструкционная скорость: 120 км/ч.
Максимальная служебная скорость: 120 км/ч.
Ускорение до скорости 60 км/ч: 0,25-0,37 м/с²
Тормозная система: гидродинамическая, электропневматическая, пневматическая, пневмопружинная.
Тип тормоза: гидравлический, колодочный.
Система отопления: жидкостно-воздушная.
Системы безопасности: БЛОК-М, ЦИК-РА3.
Запас топлива: 2 × 700 = 1400 л.
Производитель: Метровагонмаш (Россия).
Годы постройки: 2019-2022.
Произведено: 91 состав (210 вагонов).