Паровоз Ф

Паровоз Ф

Паровоз Ф

Паровоз «Ф» (системы Ферли) — серия сочлененных танк-паровозов (вода и топливо хранятся в ёмкостях на локомотиве) типа 0-3-0 — 0-3-0 под колею 1524 мм. Отличительной особенностью паровозов «Ф» являлась способность вписываться в сложные повороты и преодолевать трудные участки рельефа местности благодаря большому сцепному весу. Характерная черта серии — симметричность. Паровозы Ферли имели 2 паровых котла, 2 дымовые трубы, две или одну общую топку, по 2 цилиндра на каждый котёл. Изначально отапливались дровами, позднее — нефтяными остатками.

0 км/ч
Конструктивная скорость

История

Изобретателем паровоза серии Ф является шотландский инженер Роберт Ферли. Демонстрация состоялась 11 февраля 1871 года в Северном Уэльсе. В этом же году первые паровозы серии «Ф» были произведены английскими заводами Avonside Engine Company и Sharp Stewart and Company. 15 локомотивов первоначальной конструкции были приобретены для использования на Тамбово-Саратовской железной дороге.

В 1872 году в конструкцию была внесена правка — для каждого котла сделали отдельную топку. После этого они поступили на развивающуюся Поти-Тифлисскую (Закавказскую) железную дорогу. Позднее, в связи с увеличением грузоперевозок, были закуплены дополнительные паровозы Ферли производства австрийского завода AG der Lokomotiv-Fabrik vormals G. Sigl. В 1883 году паровозы «Ф» стали производиться на Коломенском заводе в России. Всего было произведено 45 паровозов данного типа, из которых 17 были отечественные.

С 1926 по 1934 год на участке Сурамского перевала ходили только самые новые паровозы «Ф» Коломенского завода. Остальные локомотивы перевели на второстепенные участки Закавказской железной дороги. К 1940 году на Закавказской ж/д числилось 6 паровозов Ферли. Дальнейшая их судьба неизвестна.

Технические характеристики

Осевая формула: 0-3-0—0-3-0.
Длина паровоза: 13150-13974 мм.
Диаметр движущих колёс: 1080-1156 мм.
Ширина колеи: 1524 мм.
Сцепной вес: 72,0-90,2 тонн.
Нагрузка от движущих осей на рельсы: 12-15,3 т.
Конструкционная скорость: 45 км/ч.
Давление пара в котле: 10,5 кгс/см².
Полная испаряющая поверхность нагрева котла: 151,2-191,7 м².
Площадь колосниковой решётки: 2,20-3,24 м².
Диаметр цилиндров: 381 и 432 мм.
Ход поршня: 508 и 560 мм.
Производители: Англия, Германия, Россия.
Годы постройки: 1871, 1872, 1879, 1884.
Произведено: 45 штук.