ЭД4
История
Производство поездов с отечественным электрооборудованием ЭД4 началось в 1996 году на Демиховском машиностроительном заводе. ЭД4 создавался для использования на пригородных маршрутах, как замена легендарного ЭР2.
Предшественником ЭД4 являлся электропоезд ЭД2Т, оснащённый электрооборудованием из Риги. ЭД4 повторял механическую часть и корпус ЭД2Т, но двигатели ЭД4 были сделаны в Новосибирске , а электрооборудование на Новочеркасском электровозостроительном заводе. Основой для схемы электрооборудования стала хорошо себя показавшая схема электропоезда ЭР22.
Всего был построен 501 электропоезд серии ЭД4 в разных вариантах исполнения, не считая сборных поездов, составленных из отдельных вагонов. Производство поездов ЭД4 было прекращено в 2016 году, но они до сих пор эксплуатируются.
Модификации
ЭД4 был произведён в количестве шести единиц, которые были практически идентичны и отличались лишь количеством вагонов. Первые электропоезда выпускались с 1996 по 1998 год.
ЭД4М (модернизированный) — самая массовая модификация серии. На железные дороги поступило 452 состава. За время производства в конструкцию ЭД4М постоянно вносились изменения, поэтому поезда можно разделить на две основные группы — раннего и позднего выпусков. Ключевыми отличиями М-ки от первых ЭД4 можно назвать изменённую кабину машиниста, усовершенствованную эргономику, более современное техническое оснащение кабины и небольшие изменения пассажирского салона. ЭД4М выпускались с 1997 по 2016 год.
ЭД4М1 — такое заводское обозначение получили 3 поезда с электрооборудованием Рижского электромашиностроительного завода (РЭЗ). Ещё несколько поездов данной серии с иностранным оборудованием выпускались без цифрового обозначения.
ЭД4МК — поезда повышенной комфортности, произведённые по заказу МЖД. Составы ЭД4МК имели вагоны трёх классов (5 вагонов первого класса, 3 вагона второго класса и 2 вагона третьего класса) и бар. Помимо планировки и комфортабельности салона поезд не имеет конструктивных отличий от ЭД4М.
ЭД4МКу — электропоезда созданные на основе ЭД4М. Впервые представлен в 2005 году. Всего было выпущено два поезда. От стандартной М-ки отличались формой кабины машиниста, высокой экологической и пожарной безопасностью, комфортабельными условиями для пассажиров и поездной бригады, экономичностью в эксплуатации.
ЭД4МКМ — созданный в 2005 году электропоезд на базе ЭД4МК. Произведён в единственном экземпляре. К отличительным особенностям можно отнести обтекаемую форму кабины, противокоррозионную защиту кузова, более современный интерьер и экстерьер.
ЭД4МКМ-АЭРО — модернизированный вариант электропоезда ЭД4МКМ, имеющий несущественные конструктивные отличия. Всего было построено 7 семь составов, которые предназначались для перевозки пассажиров в аэропорты. Производство прекращено из-за низкой востребованности.
ЭД4Э — энергосберегающий электропоезд с новыми двигателями, разработанный на базе ЭД4М. К преимуществам можно отнести уменьшение токовых нагрузок, потерь при пуске, лучшее торможение, ускорение, снижение потребления электроэнергии. Всего был произведён 1 состав и 1 опытная секция.
ЭД4М-0500 выпускался с 2011 года. Оборудовался стеклопластиковым модулем кабины машиниста, гладкими боковыми стенами с новыми окнами, герметизированными дверями, герметичными переходами между вагонами, сцепным устройством без зазора, экологически чистыми туалетами. Планировалось использование поезда на МК МЖД, но выбор был сделан в пользу «Ласточки» и производство было прекращено. Всего было выпущено 4 электропоезда.
Технические характеристики
Род службы: пассажирский (пригородный, междугородний).
Напряжение / ток: 3000 В / DC.
Число вагонов в составе: 4, 6, 8, 9, 10, 11, 12.
Осевая формула вагонов: 2—2.
Количество дверей в вагоне: 2×2.
Число сидячих мест: до 1088.
Пассажировместимость: до 3226.
Длина состава: 220,6 — 242,7 м.
Длина вагона по кузову: 21500 мм.
Ширина: 3480 мм.
Высота: 4253 мм.
Ширина колеи: 1520 мм.
Масса тары: 45-60,5 т.
Нагрузка от оси на рельсы: 180-210 кН.
Материал вагона: конструкционная сталь.
Выходная мощность: 9,6 кВт/т.
Мощность ТЭД (ЭД4М): 4×235 кВт.
Конструкционная скорость: 130 км/ч.
Ускорение до 60 км/ч: 0,62-0,70 м/с².
Электрическое торможение: рекуперативно-реостатное.
Система тяги: реостатно-контакторная.
Тормозная система: электрическая, пневматическая, электропневматическая.
Производитель: Россия.
Годы постройки: 1996—2016.
Произведено: 501 состав.